Освещение памятников, скульптурных композиций и мемориалов

Подсветка тематических монументов, предметов исторического наследия и памятников культуры – довольно распространённая задача для профильных специалистов. Тем не менее, её реализация – это всегда уникальный проект, полный сложностей и неординарных решений, обусловленных особенностями рельефа, архитектурных форм, тематики места и требуемой атмосферы. На территории нашей страны можно найти немалое количество не только обычных памятников выдающимся деятелям культуры и искусства, но также траурных инсталляций, посвящённых моментам великой истории.

Чаще всего перед светотехниками, скульпторами и архитекторами ставится задача создания строгой, но ненавязчивой атмосферы, одновременно несущей торжественность и выражающей почтение подвигам героев. Так как большинство подобных композиций посвящены военным действиям и их участникам, необходимо правильно передать дух эпохи. Современные светодиодные лампы, которые используются в таких местах ради экономии электроэнергии, обязаны быть в значительной мере замаскированы от глаз наблюдателя, чтобы не нарушать эстетическую тональность композиции. Вечерняя подсветка должна радовать глаз, но при этом выглядеть не праздничной иллюминацией, а лишь фоном для самого монумента.

Используемое оборудование

Основу осветительной системы для любого памятника историческим событиям и персонажам составляют мощные направленные светильники и прожекторы. Их размеры, оттенок свечения и величина светового потока будут варьироваться в зависимости от внешнего вида скульптур и эмоциональной тональности мемориалов. Так, более простые фигуры и единичные памятники стараются освещать прямым светом, аллеи памяти делают умеренно торжественными, а мемориальным комплексам стремятся придать нотку осязаемой скорби. Правильная постановка света в таких местах – это настоящее искусство.

Чаще всего инсталляции состоят из нескольких крупных элементов – главный из них располагается посередине, а второстепенные окружают его по контуру или с разных сторон. Наиболее значимую часть принято подчёркивать снизу, хотя это и не обязательно – определяющую роль будет играть концепция скульптурного комплекса в целом. Одной из особенностей подсветки подобного рода является необязательность некоторых классических правил. К примеру, для ряда военных мемориалов характерна определённая асимметрия – она помогает зрителям лучше прочувствовать боль персонажей или отсутствие чего-либо важного в их жизнях. Подчеркнуть это поможет такая же асимметричная подсветка. Вдобавок, количественная равномерность освещения композиции также может нарушать традицию: некоторые фигуры подсвечиваются только с одной стороны, а на других свет падает таким образом, чтобы рассеянные лучи доминировали над прямыми.

Стелы и барельефы, которые нередко присутствуют на мемориальных комплексах, стремятся осветить таким образом, чтобы надписи оставались читаемыми. Для этого либо обустраивают контурную подсветку упомянутых объектов, либо расставляют неподалёку высокие фонарные столбы таким образом, чтобы их свет долетал до надписей. В отдельных случаях текст на монументах никак не освещается, однако из уважения к памяти погибших героев так стараются не поступать.

Отдельно следует отметить, что обелиски и памятные плиты лучше всего освещать немного рассеянным, но ярким светом. Большинство из них высечены на полированной поверхности камня, а потому прямые лучи будут провоцировать возникновение бликов, из-за которых надписи станут нечитаемыми. В таких местах предпочтительнее выглядят светодиодные лампы с тёплым оттенком свечения, поскольку они лучше других сочетаются с золотыми буквами на камне.

Особое внимание необходимо уделить крупным объектам, которые не делятся на структурные элементы – например, фигуры, превышающие два человеческих роста, или единицы военной техники. Для того, чтобы они хорошо смотрелись в сумраке, их необходимо освещать сразу с нескольких сторон. При этом может преследоваться две цели – продемонстрировать мощь или показать драматическую составляющую композиции. В первом случае действовать гораздо проще: на высоких опорах вокруг техники радиально расставляются уличные светильники с большими углами охвата, за счёт чего орудия выглядят грозно и величественно. Однако если речь идёт о том, чтобы правильно преподнести скульптуру, изображающую людей в героической ситуации, нужно действовать гораздо тоньше. В частности, нижнюю подсветку располагают не на газоне перед композицией, а в непосредственной близости к фигурам – на постаменте или прямо под ним. При этом источники общего света наоборот убирают из поля зрения наблюдателя, вынося их на опоры или растяжные конструкции над головами людей. Важно сделать композицию хорошо видимой, но при этом не переусердствовать с яркостью – для этого верхний свет часто делают рассеянным или отражённым при помощи специальных чашеобразных плафонов вокруг светильников.

Поскольку контроль за большим количеством осветительного оборудования довольно сложен, администрация мемориальных комплексов старается в максимальной степени автоматизировать управление подсветкой. Для этого применяются сумеречные реле и различные датчики движения, активирующие подсветку в удалённых уголках мемориала при обнаружении там кого-либо. Пользу таких систем сложно переоценить: они чутко реагируют на человека или погоду и не нуждаются в перенастройке при сезонном изменении продолжительности светового дня. То есть, однажды установленные датчики всегда корректно обеспечивают подсветку памятников, когда в этом есть необходимость.